Многие родители сталкиваются с тем, что звукопроизношение у ребенка развивается с нарушениями. В большинстве случаев, многие из них быстро корректируются занятиями с логопедом с помощью специальной гимнастики. Но для решения некоторых проблем требуется долгая и серьезная работа, а затем и последующая реабилитация ребенка. Как правило, такие проблемы могут быть связаны с поражениями нервной системы и головного мозга. Одна из таких патологий – дизартрия, которая часто наблюдается в детском возрасте. Как вовремя заметить патологию и начать лечение – мы подробнее расскажем в данной статье.
Дизартрия – это расстройство речи, при котором произношение слов становится затруднительным, нечленораздельным и невнятным. Развитие патологии связано с поражением нервной системы, поэтому после обнаружения проблемы требуется полноценное обследование организма ребенка с последующей комплексной терапией, которая включает как медикаментозные и физиотерапевтические методики, так и занятия с логопедом. Только в таком случае можно рассчитывать на заметные изменения от лечения.
Болезнь может принимать разные формы, это связано с локализацией нарушений на различных уровнях нервной системы, ответственных за формирование речи, а также логическое мышление и построение предложений, а именно: :
Также усложняет терапию и то, что необходима синхронная работа и диагностика двух специалистов: невролога и логопеда. Первый определяет уровень и глубину поражения нервной системы, а также характер патологического процесса. А второй выясняет степень речевых нарушений, чтобы затем определить направления для коррекции.
Стертая дизартрия – это патология, при которой наблюдаются негрубые нарушения нервной проводимости артикуляционного аппарата. Как правило, у ребенка отмечаются легкие нарушения произношения звуков и постановки ударения и дефекты. Такая патология характеризуется формированием маловыразительной речи у человека в дальнейшем.
Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов произношения и ударения, достаточно часто остается незамеченной в связи с этим. Это приносит трудности уже во взрослом возрасте, так как проблема есть, а время упущено для эффективного её устранения.
Чаще всего причина появления патологии кроется в нарушениях, которые связаны из-за неправильного или тяжелого протекания беременности. Среди них выделяют:
Все эти причины могут вызвать органическое поражение головного мозга, а главное –центров, которые ответственны за формирование и развитие речи. Сопутствующей патологией, чаще всего является детский церебральный паралич, тяжесть которого напрямую связана с глубиной речевых нарушений и поражений нервной системы.
Также возможна ситуация, когда дизартрия развивается и у вполне здорового ребенка. Её могут вызвать различные нейроинфекции, которые поражают головной мозг, а также тяжелая интоксикация, вызванная отравлением. Кроме того, дизартрия может стать следствием протекания в организме онкологического процесса или травмы головного мозга.
Как мы уже говорили, при дизартрии возникает нарушение работы различных мышц, в первую очередь: дыхательных, языка, неба, гортани и голосовых связок. В итоге из-за неправильного функционирования речь у ребенка становится неразборчивой и невнятной.
Как правило, все мышечные нарушения делят на 2 группы:
Важно отметить, что при дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – и согласных, и гласных. Особенно сильно заметны дефекты в произношении согласных – больной ребенок смягчает твердые согласные, а шипящие произносит неправильно или с большим затруднением.
Из-за наличия дизартрии, ребенку тяжело произносить длинные предложения, поэтому многие слова он старается заменить, из-за чего возникает несформированность словарного запаса.
В современной логопедии выделяют следующие формы дизартрии:
При данной форме происходит атрофия мышц речевого аппарата. Отклонение возникает по причине развития воспалительных процессов в продолговатом отделе мозга, что становится причиной разрушения ядра двигательных нервов. Данная патология влияет на появление замедленной и заторможенной речь с назальным звучанием.
Она формируется как результат перенесенного поражения мозговой деятельности в возрасте до 1 года. Речь невнятная с нарушенным воспроизведением свистящих, шипящих и сонорных звуков. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется ограниченным движением губ и языка. Больные склонны к обильному слюноотделению.
Развивается по причине поражения подкорковых узлов головного мозга. Признаки включают в себя медленную неразборчивую речь и частые непроизвольные движения мимических или артикуляционных мышц, что вызывает спазмы лицевых мышц.
Характеризуется нарушением артикуляции. При правильном произношении слов могут наблюдаться трудности с произношением слогов. При этом нарушения чтения и письма отсутствуют.
Патология лечится довольно сложно и долго. Это связано с тем, что необходим комплексный подход – важна совместная и связанная работа логопеда, невролога и родителей ребенка. Также для диагностики и исключения других патологий развития требуется помощь и других специалистов:
Стоит отметить, что речевые дефекты при дизартрии отличаются высокой стойкостью. Невозможно быстро переучить ребёнка с неправильного варианта произношения на правильный.
Также в большинстве случаев необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк. Важно выполнять специальную артикуляционную гимнастику для губ и языка, а также тренировать речевой выдох, и заниматься развитием мелкой моторики.
Если в ходе диагностики выявят другие патологии нервной системы, то будет назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, а логопед не может назначать какие-либо медикаменты. Поэтому назначение тех или иных препаратов возможно только при комплексной работе специалистов.
Детям с тяжёлой формой заболевания рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. А детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с различными нарушениями и дефектами речи. Это позволит контролировать развитие и прогрессирование патологии, а также соблюдать необходимое для неё лечение.
Еще один довод в посещении специализированных учреждений – это возможность избежать буллинга и травли ребенка сверстниками, которые не имеют речевых дефектов и могут значительно опережать его в развитии. К тому же, находясь в окружении детей со схожим уровнем развития, ребенок сможет быстрее социализироваться.
При своевременном обращении к специалистам возможно избавиться от многих речевых дефектов, а главное – помочь ребенку социализироваться в социуме, избежав при этом травмирующего опыта, который связан с патологией.
Несмотря на всю тяжесть заболевания – при своевременном обращении к врачам возможен благоприятный прогноз с полным избавлением или с сохранением минимальных дефектов речи.
Для первой и второй стадии заболевания прогноз будет благоприятным при условии раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно точное и регулярное выполнение всех упражнений. При этом работа должна быть строго дозирована: переутомление ребёнка может привести к еще большим осложнениям. Нужно быть готовым к тому, что терапия будет необходима в течение долгого времени. В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.
Для детей с третьей или четвёртой стадии дизартрии, к сожалению, невозможно добиться полного излечения и приведения в норму. Но возможно значительно улучшить речевые навыки, которые помогут ребенку социализироваться и спокойно общаться с другими людьми.
Успех лечения зависит от профессионализма логопеда, так и индивидуальных способностей ребёнка, и упорства его родителей. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, а рекомендации логопеда не выполняются в должной степени – процесс лечения не будет успешным, а избавление от патологии может прийти только через долгие годы.
Дети, которые с младенчества росли с данной патологией, не способны к слуховому разделению звуков и фонематическому анализу слова. Это приносит значительные трудности при общении с окружающими, обучении, что в дальнейшем может отразиться в виде различных патологий психики человека.
Профилактика дизартрии у детей, связана с нормализацией протекания беременности. Это необходимо, чтобы будущая мама смогла защитить плод от возможных патологий.
Для беременных необходимо в полтора раза большая доля фолиевой кислоты, а также Цинка, йода, витаминов В6 и В12 — в среднем на 30 %, железа. Как правило, именно эти важные для организма вещества находятся часто в дефиците. Также во время беременности для женщины важно потреблять оптимальное количество омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, чтобы предотвратить риск развития преэклампсии и сниженного веса у новорожденного.
Для беременных выпускаются специальные пренатальные витамины, которые отличаются специальными дозировками витаминов с минералами, а также наличием добавок, например, омега-3-ненасыщенных жирных кислот. Они позволят достичь оптимального уровня веществ, необходимых для развития плода, а также защитят от различных патологий и снижения иммунной защиты организма.
Дизартрию у ребенка можно победить усилиями комплексной терапии, а самое главное упорством и целеустремленностью родителей. К сожалению, точно предсказать патологию нельзя. Поэтому при самых первых признаках стоит обратиться к врачу.
После прохождения лечения – важно регулярно выполнять все указания специалистов, чтобы не допустить отставания в развитии и усиления протекания патологии. Витамины и пробиотики важны не только для здорового развития эмбриона, но и для поддержания нормального функционирования всех систем организма будущей матери.
Как правило, эффективность лечения патологии зависит от своевременности постановки диагноза. Положительный прогноз возможен при раннем начале работы ребёнка с логопедом. Также значительным преимуществом в борьбе с симптомами речевых расстройств может стать лечение основного заболевания, связанного с поражением нервной системы.
Многие больные, которые прошли курс реабилитации, смогли успешно обучаться в школе, а также наладить общение с окружающими. Тяжёлые формы дизартрии не поддаются полной коррекции.
К сожалению, сейчас не существует действенных профилактических мер, исключающих вероятность развития речевых нарушений у детей. Поэтому особую роль занимает подготовка и протекание беременности.
Позвоните по тел: 8 800 101-13-25 или напишите свой номер в форму ниже и уже через 5 минут мы перезвоним, ответим на любые вопросы и поможем подобрать наиболее подходящие пептидные комплексы